В основе метода Дельфи – анонимный многоуровневый опрос экспертов (как правило, речь идет обо всех причастных к проблеме кругах – государственных служащих, представителях науки и бизнеса), заключения  и аргументация которых являются основным источником информации для будущего прогноза. Эксперты используют в своей работе весь объем доступной информации об объекте прогноза – его историческом развитии и современном состоянии – с тем, чтобы найти и обозначить векторы его дальнейшего развития.  Число экспертов при использовании этого метода достигает обычно 3-5 тысяч человек[4], что само по себе является уникальным способом получения результата методом социологического опроса. При таком количестве экспертов достижение консенсуса возможно только при наличии нескольких этапов.

На первом этапе рабочая группа форсайт-проекта предоставляет экспертам анкету с постановкой проблемы и рядом утоняющих вопросов. Здесь оценивается актуальность предложенной для обсуждения темы, ее роль в процессе развития общества, возможность реализации. Также экспертами предлагаются для рассмотрения те вопросы, которые, по их мнению, актуальны для дальнейшего обсуждения темы, но не были предложены в анкете.  Второй этап основан уже на полученных ответах, которые в результате изучения и анализа, группируются с целью выявления схожих точек зрения. Важно то, что ни одно экспертное мнение не остается незамеченным. На этом этапе экспертам предстоит высказать свое заключение о высказанных коллегами точках зрения. Нередко мнение экспертов относительно обсуждаемого вопроса меняется в результате такого обсуждения. В результате обобщения экспертных заключений формулируются рекомендации по обсуждаемой теме.

Особую ценность методу Дельфи придает анонимный характер опроса, при котором его участники максимально объективны и не подвержены воздействию авторитета любого из своих коллег. Важно и то, что в отличие от прогнозирования, метод Дельфи предлагает сразу несколько векторов возможного развития при имеющихся ресурсах, а также строит прогноз, учитывая совокупность условий социально-экономического развития общества в целом.

Среди недостатков метода можно отметить высокие трудозатраты, большую длительность процесса во времени. Кроме того, аналитики отмечают наличие потерь в количестве ответов  при заочной форме опросов из-за «отсутствия у некоторых экспертов ощущения важности участия в опросе, занятости и опоздания по срокам, неправильного понимания опросных документов и др. Начиная со второго тура возникает эффект психологического утомления. Вследствие этого число полученных ответов отличается от первоначального числа респондентов и уменьшается от тура к туру»[5]. Однако подобные недостатки не уменьшают значимости данного метода при проведении форсайт-проектов и влияют не столь значительно на полученные показатели.

Широкое распространение метод Дельфи получил еще в 70-90-е гг. в США, Японии, Китае, Германии, Великобритании. Обычно Дельфи-прогнозирование предполагает исследование объектов в долгосрочной перспективе – на 20-30 лет. Регулярно (раз в несколько лет) результаты пересматриваются с тем, чтобы скорректировать сценарии развития с учетом новых знаний.

Среди других популярных методов, используемых при реализации форсайт-проектов можно выделить метод критических технологий и технологические дорожные карты. Первый предполагает обозначение экспертным сообществом наиболее перспективных для развития экономики страны технологий, обладающих, как правило, самым высоким инновационным потенциалом. Утверждение перечня критических технологий происходит на государственном уровне и является одним из мощных инструментов развития той или иной страны на конкретном этапе[6]. Данный метод нацелен на формирование результатов в течение 5-10 лет.

Что касается построения технологических дорожных карт, то суть этого метода заключается в том, что объект исследования рассматривается не только в долгосрочной перспективе своего развития. Здесь обозначаются в конкретном временном выражении – пошагово –  основные этапы этого процесса. Первой данный метод при реализации форсайт-проекта применила компания «Motorola» в конце 70-х гг. с целью своего дальнейшего технологического развития. Сегодня этот метод нашел широкое применение в бизнесе. Известны успешные форсайт-проекты компаний Daimler, Shell и др.

Все перечисленные методы при реализации форсайт-проектов (как на национальном и региональном уровнях различных стран, так и в практике отдельных корпораций) успешно применялись во многих странах мира в области науки и технологий, начиная с 50-х гг. прошлого века. Однако существенное преимущество имеет в этом ряду метод Дельфи, поскольку его использование возможно в самых разных сферах жизнедеятельности общества, в том числе в области образования, здравоохранения, культуры.

С 90-х гг. ХХ в. форсайт в качестве прогностического инструмента стал применяться и по отношению к социальным объектам, явлениям и процессам. Сегодня социально-направленные форсайт-проекты становятся все и более  распространенным явлением, как в зарубежной практике, так и в нашей стране. К примеру, в Великобритании был реализован т.н. «молодежный форсайт», целью которого было привлечение молодых людей к научным исследованиям. А в Швеции был осуществлен форсайт для школьников, который обозначил перечень наиболее востребованных в ближайшем десятилетии профессий, а также форсайт для домохозяек, где эксперты отразили свое видение будущего бытовой техники и электроники (цель этого форсайта заключалась в помощи домохозяйкам в вопросе наиболее рационального ведения домашнего хозяйства в будущем). Среди наиболее ярких примеров социальных форсайтов сегодня выделяются проекты в Австрии и Германии.

В 2005 году стартовал форсайт-проект «Кадровый рынок для пожилых людей в Австрии к 2035 г.». Его появление продиктовано прогнозируемым ростом численности австрийцев, увеличением их продолжительности жизни, старением трудоспособной части населения, необходимостью реформ социальной системы в области пенсионного обеспечения, здравоохранения.

Основными целями проекта объявлены равные возможности на рынке труда для граждан всех возрастов, обеспеченная старость, а также пожизненное образование и совершенствование компетенций. Равные возможности предполагают интеграцию пожилых людей во все сферы профессиональной жизни, получение ими образования и различных возможностей для профессионального развития на производстве, достойную оплату труда. «Обеспеченная старость» – гарантия сохранения рабочего места вплоть до выхода на пенсию по собственному желанию. Что касается образования, то здесь основной задачей декламируется возможность обучения и переподготовки в любом возрасте, что обеспечивается серьезным государственным финансированием[7].

Для реализации поставленных целей форсайт-проект предполагает решение целого ряда задач: создание новых рабочих мест, реорганизацию системы социального обеспечения, внедрение новых форм организации труда на предприятиях (рассчитанную на пожилых людей – с особым графиком, ритмом и пр.), реализацию комплексной программы повышения квалификации и даже изменение менталитета[8]. Координацией решения всех этих задач в Австрии занимается межрегиональное Партнерство развития, которое объединило все региональные ресурсы рынка труда.

Партнерство, созданное с целью улучшения ситуации с трудоустройством пожилых людей на рынке занятости страны, и стало инициатором реализации форсайт-проекта. В его основу легли прогностические оценки органов государственной власти местного и федерального уровней, научно-исследовательских учреждений и независимых экспертов.  Полученная стратегия легла в основу ряда законодательных документов, касающихся пожилого населения страны. Кроме того, опыт Австрии, изложенный в данном форсайт-проекте, был взят на вооружение Европейским союзом, как возможный образец для разработки общеевропейской программы занятости населения[9]. В настоящее время реализация проекта проходит на уровне федеральных земель, а потому в масштабах всей страны об итогах начального этапа реализации этого форсайт-проекта судить пока рано.

Другим любопытным примером форсайт-проекта в социальной сфере является запущенный в 1999 году в Германии проект «Futur», инициированный Министерством образования и науки Германии. Задачей форсайта является формирование образа будущего, выявление наиболее существенных проблем и путей их решения.

 Каждый этап (рассчитанный на 3 года) реализации форсайта  проходит в три этапа. Первый выявляет наиболее значимые технологии для развития изучаемого объекта исследования, оценивает их перспективы. На втором определяются наиболее актуальные темы для будущих сценариев развития. Третий этап очерчивает ориентиры проводимой политики по четырем направлениям. Так, «ориентирами будущего» для первого этапа, завершившегося в 2002 году, стали: «свободный доступ в будущий мир образования, высокое качество жизни для всех возрастных групп,  жизнь в сетевом мире: индивидуальность и безопасность, когнитивные технологии»[10].  Воплощение в жизнь уже этого начального этапа форсайт-проекта обнаружило серьезный разрыв между сложнейшими наукоемкими исследованиями, нацеленными на будущее, и потребностями общества, которое не в состоянии «переварить» результаты этих исследований.

Для уменьшения этого разрыва в 2006 году правительством страны была разработана «Высокотехнологичная стратегия Германии», призванная решить эту проблему. Ее основными задачами было как развитие высокотехнологичных секторов экономики, так и создание в обществе новой ментальности, которая позволит рассматривать достижения науки в качестве одной из высочайших ценностей[11]. В ходе реализации Стратегии планируется создать в Германии не менее 1,5 млн. рабочих мест.

В рамках реализации форсайта уже появился ряд программ. Среди них –  «BioFuture», позволяющая молодым исследователям со всего мира осуществлять собственные проекты, нацеленные на развитие новых и совершенствование уже существующих технологий. Программа по созданию собственного бизнеса «Go-Bio» содействует воплощению в жизнь научных разработок, а программа «BioChance Plus» объединяет разрозненные молодые компании в исследовательские сети[12]. Таким образом «Высокотехнологичная стратегия Германии» стала следствием развития в стране форсайта, что является, несомненно, примером его успешной реализации.

Российская практика создания форсайт-проектов в социальной сфере пока только набирает обороты. К тому же, в России форсайт в качестве инструмента прогнозирования используется не так давно. Среди наиболее известных инициатив можно выделить проект «Детство-2030» .

Форсайт-проект «Детство-2030» был инициирован Фондом «Мое поколение», деятельность которого, согласно официальной презентации,  направлена на «разработку и реализацию передовых социальных и общественных технологий по развитию и подготовке будущего поколения»[13]. Не комментируя неоднозначного содержания этой формулировки, рассмотрим основные характеристики инициированного этим фондом в 2008 году форсайт-проекта.

Ключевыми сферами для формирования будущего поколения, согласно проекту, являются семья и родительство, образование, здоровье и экология, культура и творчество, бизнес и детство, градостроительство и среда обитания, социальные лифты, демография и миграция. Именно в этих сферах, согласно разработчикам проекта, необходимо менять существующий порядок вещей, поскольку «современное детство, несмотря на кажущееся благополучие, заперто в рамках нескольких социальных институтов, воспроизводящих прежние общественные отношения»[14].  И далее: «Детство – не только социальная и политическая основа суверенитета страны, но и новый цивилизационный тренд, вокруг которого способны объединиться поколения людей из различных стран мира»[15]. О том, что имели в виду авторы этих строк, официальный источник умалчивает.

Обращает на себя внимание и формулировка основной задачи проекта – «встряхнуть общество». Учитывая общественную реакцию на проект (как позитивную, так и негативную), можно заключить, что с этой задачей данный проект уже справился. Однако форсайт-проектом в классическом понимании данной технологии его назвать нельзя. Хотя бы потому, что целью форсайта не может быть «конструктивный диалог между экспертами, практиками проектного менеджмента, политиками, представителями органов государственной власти, родителями»[16]. Для осуществления этой цели вовсе не обязательно инициировать форсайт, достаточно организовать диалоговую площадку в рамках деятельности государственного учреждения, общественной организации, средства массовой информации и пр.

Похоже, именно благодаря неоднозначности ряда формулировок проекта, он получил довольно широкий резонанс. Констатации «из серии абсурда»[17] (как, например, загрузка при помощи новых технологий информации прямо на кору головного мозга или реализация права выбора ребенком окружения, в том числе и родителей) довольно долго после презентации данного проекта обсуждались в СМИ. Как будет развиваться «Детство-2030» в процессе его реализации, покажет время.

Что же касается перспектив использования в России форсайт-проектов в различных сферах жизни общества, то, мнению Директора Форсайт-центра Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александра Соколова, их актуальность возрастет, поскольку: «научные исследования становятся все более дорогостоящими и мультидисциплинарными, и даже наиболее богатые страны вынуждены ограничивать исследовательские бюджеты; сетевые взаимодействия, возникающие в процессе проведения форсайтов между многочисленными экспертами, являются двигателем развития в новой экономике; активную роль играет стимулирование проведения Форсайтов Европейским Союзом и другими международными организациями…»[18].

Конечно, в разных странах методология и организация форсайта различны. Однако участие широких слоев общества в обсуждении долгосрочных стратегий развития по наиболее актуальным проблемам, возможность обмена мнениями, нахождение консенсуса характерны для всех форсайт-проектов. В России с ее высоким научно-исследовательским потенциалом и необходимостью выстраивания диалога между представителями власти, бизнеса, общественных организаций для достижения общих долгосрочных целей инициирование форсайт-проектов в различных сферах весьма актуально.


[1] Соколов А.В. Форсайт: взгляд в будущее//Форсайт. 2007. №1: http://www.hse.ru/data/380/621/1234/Whatforesight.pdf

[2] RAND Corp. (Research and Development) – американский научно-исследовательский центр (основан в 1948 г.), первый в мире стал называться «фабрикой мысли» (англ. «think-tank»).

[3] Метод назван в честь античных Дельф, древнегреческого города, ставшего обителью жрицы Аполлона Пифии, выступавшей в роли оракула.

[4] В одном из форсайт-проектов в Южной Корее участвовало 25 тыс. экспертов, что является своеобразным рекордом за всю историю существования Дельфи-прогнозирования.

[5] С.Н. Кукушкина. Метод Дельфи в форсайт-проектах//Форсайт. 2007.№1: http://foresight-journal.hse.ru/data/2010/12/31/1208181018/10.pdf

[6] К примеру, перечень критических технологий в России утвержден Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и перечня критических технологий Российской Федерации».

[7] А. Скопетта. Кадровый рынок для пожилых людей - 2035//Форсайт. 2008. №3: http://foresight-journal.hse.ru/data/2010/12/31/1208181412/01_4-8.pdf

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] М.В. Бойкова, М.Г. Салазкин. Форсайт в Германии//Форсайт. 2008. №1: http://foresight-journal.hse.ru/data/2010/12/31/1208182136/germany.pdf

[11] Там же.

[12] Там же.

[13] http://www.moe-pokolenie.ru/

[14] http://www.detstvo2030.ru/536/751/

[15] Там же.

[16] http://www.detstvo2030.ru/536/707/

[17] Г. Мурсалиева. Ты станешь киборгом, детка//Новая газета. 2010. 16 апреля: http://www.novayagazeta.ru/society/3971.html

[18] Форсайт: обзор исследований и достижений//http://www.opec.ru/1146450.html

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»