1  /  11  
 

Дорогие друзья!

Руслан Абдикеев
Об Экономике заслуг, благотворительности по-русски, социальном капитале и новых городах

 

 

 

Мы решили составить этот дайджест из текстов, которые стоит прочитать в конце лета. Когда хочется задуматься о том, что меняется в окружающем мире, что уходит, а какие новые тенденции, наоборот, появляются.

 

Начнём с теории. Пока большой мир массового производства переживает кризис, стоит обратить внимание на социальный капитал малых сообществ. О том, как он производится, миру рассказала в своей работе лауреат Нобелевской премии Элинор Остром. Мы же, в свою очередь, предлагаем вам ознакомиться с основными тезисами этой работы.

 

На практике малые сообщества действительно меняют мир. Например, именно с помощью сообществ создаются Банки еды, в которых люди перераспределяют пищу от тех, кто может потреблять её в избытке, к тем, кто голодает годами.

 

Ещё одна инициатива, которая недавно стала развиваться и в России – Charity Shops, благотворительные магазины, которые помогают и получать прибыль, и развивать городское сообщество.

Но городское сообщество может развиваться и в совершенно новых условиях. Для этого люди создают новые города: с нуля, по собственной инициативе, с компанией единомышленников. Мы собрали самые крупные российские примеры таких поселений, и будем рады обсудить это явление вместе с вами.

 

Экономика заслуг является своего рода рамкой для нового типа отношений - отношений, основанных на взаимодействии сообществ. Руслан Абдикеев, основатель Лаборатории Cloudwatcher и автор концепции Экономики заслуг, в серии небольших видеороликов рассказывает о том, что представляет собой эта модель отношений.

 

С конца августа мы возобновляем встречи в Клубе «Экономика заслуг», где каждый четверг обсуждаем, какие теории и практические примеры помогают уже сегодня жить в обществе будущего. Мы хотели бы видеть это общество справедливым. Но как именно перейти к этому общему будущему, и как мы себе его представляем – вопрос для новых дискуссий, которые ведутся не только в Клубе, но и в социальных сетях: www.facebook.com/economyofmerits и www.vk.com/economica_zaslug. Присоединятесь!

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный капитал малых сообществ

Мы привыкли консервативно мыслить в логике больших чисел и массового производства. Но вот уже полвека социология и экономика объясняют нам, как важны малые группы. Именно в них создаются капитал, репутация и заслуги.

 

Социальный капитал – одно из важнейших понятий наук об обществе и человеке, введённое в середине прошлого века французским социологом Пьером Бурдьё. Создание социального капитала предполагает непрекращающуюся работу по установлению социальных связей, в результате которых признание постоянно утверждается и подтверждается. Социальный капитал опирается на доверие между членами той или иной группы, а также на принятые в данном сообществе нормы и ценности, а образуется из умения людей договариваться и создавать «новые формы взаимодействия». В плане экономического развития социальный капитал выражается в том что, в степени склонности граждан к сотрудничеству, если «люди способны самостоятельно, без вмешательства извне, в первую очередь со стороны государства, решать возникающие проблемы».

 

Такое понимание значения социального капитала для общества использует нобелевский лауреат в области экономики Элинор Остром в своем труде

«Управляя общим: эволюция институтов коллективных действий». Автор обращает внимание на то, что социальный капитал может играть одну из решающих ролей в вопросе управления общественными ресурсами самими гражданами. Используя общие ресурсы, люди вынуждены общаться и взаимодействовать друг с другом в локализованной среде, поэтому они понимают, кому можно доверять, какие последствия могут иметь для них самих и общего ресурса их действия, а также как можно получить совместную выгоду и избежать общего ущерба. «Когда люди живут в таких условиях достаточно долго, и если они выработали разделяемые всеми нормы поведения, основанные на принципе взаимной ответственности, у них появляется социальный капитал, с помощью которого они могут создать институциональные установления, позволяющие решить дилеммы общего ресурса». Наличие разделяемых норм утверждает легитимность правил (принятых внутри сообщества) и необходимость их соблюдения, а также уменьшает затраты на надзор. Социальный

капитал, накопленный в конкретном сообществе в течение длительного периода времени, приводит к приобретению других форм капитала, что можно проследить на одном из примеров книги Элинор Остром.

 

Так, в Испании, в автономном сообществе каналов Мурсия правом на воду из ирригационной системы обладают все собственники земли. Каждому фермеру выделена «tanda» — фиксированный период времени, в течение которого он может забирать воду.

 

При этом фермер не знает, сколько воды достанется ему за выделенный временной интервал. Следовательно, он вынужден ограничить использование воды на своих полях, чтобы лучше распределить этот ограниченный временем ресурс. Сообщество также нанимает стражу среди жителей ферм, расположенных возле тех участков канала, которые им предстоит охранять. Стражники патрулируют канал, отмечая каждое нарушение порядка, и выступают свидетелями в конфликтных ситуациях (когда один фермер обвиняет другого).

 

Синдики (представители фермеров) сообществ каналов Мурсии проводят ежегодное собрание

генеральной ассамблеи, выбирают членов исполнительного комитета, утверждают годовой бюджет и размер налогов. В Мурсии суд по водным делам называется «Совет хороших людей» («Consejo de Hombres Buenos»), он состоит из двух инспекторов и пяти синдиков, каждый из которых представляет свой канал. Поскольку в Мурсии насчитывается 30 сообществ каналов (пользователей ирригационной системы), то ежемесячно с помощью лотереи определяется новый состав суда. Так, выработанная система взаимоотношений внутри сообщества позволяет сформировать высокоэффективную систему распоряжения общим ресурсом, с одной стороны, и обеспечить реализацию частных интересов каждого отдельного члена сообщества, с другой.

 

Социальный капитал в малых сообществах формируется благодаря стремлению участников к сотрудничеству, основанному на доверии. Жители сообщества живут «бок о бок» друг с другом долгие годы, поэтому им важно сохранять хорошую репутацию. Так людям проще договариваться при распределении обязанностей, находить компромиссные решения при использовании общих ресурсов и управлении ими.

 

Эффективнее всего сообщество действует в том случае, когда оно само создаёт и соблюдает правила. Таким образом, люди могут совершать

согласованные действия и избегать конфликтов. Результатом этих совместных действий становится выбор дальнейшей стратегии поведения, в зависимости от принятых в конкретном сообществе норм: «Внутренние нормы, которыми располагает индивид, зависят от норм поведения в тех или иных ситуациях, разделяемых другими людьми». В результате накопленный внутри малого сообщества социальный капитал позволяет его членам проще и быстрее решать возникающие проблемы, в соответствии с принятыми в этом сообществе «правилами игры».

 

Подтверждения этим теориям мы видим в экономике и политике. Но инерция прошлого еще достаточно сильна, и крупные объединения продолжают настаивать на собственной значимости. Как ведёт себя малое сообщество по отношению к ним? - По-разному. Но, главное, пока продолжается процесс изменений, у нас есть возможность превратить теорию в практику и создать свои сообщества с коллективными правилами игры, заслугами и социальным капиталом.

Текст подготовлен на основе обзора А.Хановой «Социальный капитал малых сообществ»

Полная версия на: www.cloudwatcher.ru/analytics/3/view/24/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В банк за едой

Ежегодно примерно одна треть продовольствия, производимого в мире для потребления человеком, теряется или выбрасывается. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, это составляет около 1,3 млрд. тонн. При этом есть регионы, где люди ежедневно умирают от голода. Мы задаёмся старым, но находящим новые решения вопросом: как сделать так, чтобы самые необходимые ресурсы не пропадали незаслуженно?

 

Продовольственные потери в развивающихся странах происходят в процессе сбора урожая, на этапе послеуборочной обработки и на производстве. В развитых странах потери продовольствия происходят из-за расточительного поведения потребителей и вследствие отсутствия связей между участниками рынка. В странах Западной Европы и Северной Америки за год каждый потребитель выбрасывает около 100 кг еды.

 

Один из наиболее эффективных механизмов решения этой проблемы – создание продовольственных банков (Foodbanks). Эта система, образованная из сети складов, транспортных и логистических центров, распределительных учреждений, волонтеров, правительственных организаций и НКО, ежегодно кормит миллионы людей во всем мире.

 

Первый продовольственный банк появился в 1967 году в американском штате Аризона стараниями

Джона ван Хенгеля (John van Hengel), который в течение нескольких лет собирал пожертвования для благотворительной столовой одного из религиозных сообществ. Узнав, как много продуктов выбрасывается магазинами только из-за повреждения упаковки или окончания срока годности, он смог убедить менеджеров магазинов отдавать эти продукты в пользу голодных. Только за первый год ванХенгель и еще несколько добровольцев собрали и сами доставили более 250 тыс. фунтов продовольствия в 36 учреждений.

 

В 1976 году Джон ван Хенгель создал организацию Feeding America, которая сегодня объединяет более двухсот продовольственных банков. Благодаря ей ежегодно продуктовую помощь посредством сети получает более 37 миллиона американцев.

 

Аналогичные организации есть и в других странах. В Канаде Национальная ассоциация

продовольственных банков Food Banks Canada является разработчиком единственного в своем роде Этического кодекса продовольственных банков (http://www.foodbankscanada.ca/About-Us/Organization/Food-Banking-Code-of-Ethics.aspx).

 

В Великобритании в 2011 году каждую неделю появлялись по 2 новых продовольственных банка. Их деятельность, в отличие от США, где эта сфера поддерживается государством, держится в основном на энтузиазме волонтеров и организаций партнеров – школ и церквей.

 

При поддержке ООН работает организация Ghana Food Aid Network (GAAH), которая помогает детям и взрослым в Западной Африке.

 

В странах Западной Европы деятельность продовольственных банков приобретает все более серьезный размах. Первый продовольственный банк появился во Франции в 1984 году. Сегодня Европейская федерация продовольственных банков объединяет 247 членов из 21 страны. Инициативные группы в Европе часто создаются вокруг религиозных объединений при церкви. Большинство организаций основано христианскими приходами. Также в Великобритании действует и организация мусульман: Muslim Global Relief. Buddhist Global Relief (BGR) сосредоточивает свои усилия

на борьбе с голодом в развивающихся странах. Помимо прямой продовольственной помощи, организация реализует ряд гуманитарных проектов, направленных на борьбу с голодом. Так, в Камбодже в 2011 году стартовала программа для фермеров одной из провинций по внедрению новой технологии выращивания риса, позволяющей получить высокие показатели урожая. Это повысило уровень жизни фермерских семей и рентабельности сельскохозяйственного производства.

 

Деятельность продовольственных банков направлена сегодня не только на борьбу с голодом и нищетой. Они активно содействуют решению целого ряда проблем, осуществляя множество социально значимых проектов.

 

Так, китайский Giving Hand с июля 2012 года запускает программу по содействию трудоустройства людей с ограниченными возможностями. Колумбийская ассоциация продовольственных банков Asociación Bancosde Alimentos de Colombia реализует образовательные программы подготовки управленческих кадров в сегменте. Британский Fare Share предлагает своим подопечным курсы по кулинарному мастерству и гигиене питания. Новозеландский продовольственный банк в составе национальной Армии спасения The Salvation Army New Zealand, Fiji & Tonga Territory организует краткосрочные курсы по таким вопросам как воспитание детей, приготовление бюджетных

блюд и даже управление гневом. The Food Bank of the Rio Grande Valley в Техасе запускает новую программу по органическому садоводству в целях поддержания местной экосистемы и дикой природы.

 

Важное значение для доноров потребительских банков имеет защита окружающей среды – миллионы тонн органических отходов и упаковочного материала не оказываются на свалке, снижается загрязнение

окружающей среды за счет уменьшения попадания в почву токсичных веществ.

 

Сама модель организации продовольственного банка оказалась настолько успешной, что породила аналоги в других сферах. Так появились медицинские банки – Global Links и Globus Relief в США, собирающие списанные медицинские материалы и оборудование в пользу стран Третьего мира. А в Индии гуманитарная организация GOONJ собирает и распространяет среди сельского населения страны одежду и ткани.

 

У нас сейчас нет возможности понять, заслуженно ли человек получает то, что он имеет. Но мы можем уравнивать возможности доступа к самым необходимым ресурсам. 2013 год будет назван Европейским годом борьбы против пищевых отходов. Важно, что участвовать в этой борьбе может каждый, начиная с собственного стола.

Текст подготовлен на основе обзора А.Хановой «В банк за едой»

Полная версия на: www.cloudwatcher.ru/analytics/1/view/47/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добрый магазин

Во время кризиса учёные Великобритании сделали удивительное открытие: рыночная конъюнктура не влияет на отношение к благотворительности. У этого факта есть простое объяснении - в Великобритании вовлеченность населения в благотворительную деятельность имеет колоссальные масштабы.

 

Детей привлекают к благотворительной деятельности с раннего детства, когда им предлагают самим опускать деньги в копилки для пожертвований. В школьном возрасте дети ежегодно проводят акции по сбору средств для нуждающихся. А став выпускниками, в течение года занимаются волонтерской деятельностью (причем, зачастую в странах Третьего мира). Члены Королевской семьи не являются исключением из общего правила. Наследник британской короны принц Уильям в составе благотворительной группы Raleigh International строил школу в Чили, обучал местных детей футболу и английскому языку. Общее количество благотворительных организаций в Великобритании впечатляет – их здесь более 187 тысяч (600 из них находятся под патронажем королевской семьи).

 

Один из наиболее распространенных способов участия населения в филантропии - создание благотворительных магазинов (Charity shops), которые существуют в стране уже на протяжении ста лет. Charity shops работают по следующей схеме:

люди приносят ненужные им вещи (одежду, обувь, украшения, предметы интерьера, бытовую технику, книги, диски и пр.), которые затем продаются по очень низкой цене (в среднем, до 10 фунтов). Вся прибыль магазина направляется на благотворительные цели. По сути магазин напоминает обычный секонд-хенд, но у продавца здесь нет коммерческих интересов. Затраты на аренду помещения на 80% покрывает государство. Для charity shops действует и льготное налогообложение. В целях минимизации расходов основной персонал магазина составляют волонтеры (в 2010 году – 160 тыс. человек).

 

Частыми посетителями магазинов становятся малоимущие, модники, охотящиеся за оригинальными и неповторимыми вещами, и люди, для которых приобретение вещей в благотворительных магазинах – это альтернатива покупки глобальных брендов, использующих «грязные технологии».

 

Впервые технология такого сбора средств стала

использоваться в Великобритании в период Первой мировой войны, когда небольшой благотворительный магазинчик сумел собрать на нужды Красного креста 50 тысяч фунтов. Позже, в период Второй мировой войны, в стране насчитывалось уже более 400 подобных магазинов. А в 1947 году в Оксфорде появился charity shop, открытый Оксфордским комитетом помощи голодающим (Oxfam). Сегодня это наиболее популярный в Великобритании продавец подержанных книг.

 

Сегодня в Великобритании насчитывается более 9 тыс. благотворительных магазинов (в одном только Лондоне их более 900). Общий доход всех британских благотворительных магазинов за 2010 год составил 670 млн. фунтов. Согласно опросам Ассоциации благотворительного ритейла, в 2010 году благотворительные магазины посетили более 77% всех британских покупателей.

 

Благотворительные магазины действуют в русле социального предпринимательства, т.е. их коммерческая деятельность направлена на решение социальных проблем. Великобритания - одна из немногих стран, где подобная деятельность имеет законодательную основу, и даже разработан кодекс социального предприятия. Кроме того, этот сектор на протяжении полувека своего существования

демонстрирует свою эффективность в улучшении социального порядка, повышает совокупную экономическую эффективность, поскольку вводит в оборот ранее не используемые ресурсы.

 

К сожалению, подобной организационно-правовой формы в России пока еще нет. А потому появившиеся с 2010 года в нашей стране благотворительные магазины создаются, как правило, индивидуальными предпринимателями (и соответственно регистрируются как ИП). А в этом случае ни на какие налоговые послабления или другую поддержку государства рассчитывать не приходится. Но даже в таких условиях первые отечественные charity shops очень эффективны. Первый российский благотворительный магазин «Спасибо», появившийся немногим более двух лет назад в Санкт-Петербурге, помимо своей основной цели – сбора средств на социальные нужды (магазин перечисляет свою прибыль в благотворительные организации «Упсала-Цирк», которая помогает детям из групп социального риска, и «Ночлежка», оказывающей помощь бездомным) - стал для жителей своего района центром социальной интеграции, культурной площадкой. По словам владелицы магазина Юлии Титовой, «благотворительный магазин в России не может заниматься только коммерческой деятельностью, потому что ему приходится взаимодействовать со средой. В «Спасибо» часто приходят после школы дети, лишенные досуга, и сидят до закрытия, потому

что их тут не гонят, и можно играть». Как следствие, магазин создаёт локальное, сообщество людей, которое занимается жизнью района. Здесь проходят концерты, мастер-классы, праздники для детей, экологические акции, кинопоказы.

 

Набирает активность и проект по совместному потреблению. Движение ЭКА проводит эко-акции ДАРМАРКА или Бесплатная Ярмарка Подарков, где желающие обмениваются книгами, дисками или hand-made.

 

Модель магазина успешно тиражируется и в других российских городах. В 2011 году charity shops открылись в Казани, Екатеринбурге, Волгограде (здесь уже функционирует четыре магазина), Кирове. А в июле 2012 г. стараниями руководителя фонда «Детские сердца» Екатерины Бермант первый благотворительный магазин появился и в Москве. Его говорящее название «Лавка радостей» отражает специфику места. Помимо обычных пожертвований, в магазине будут продаваться предметы коллекций известных российских дизайнеров.

 

К сожалению, в отличие от Великобритании, где подобная инициатива существует при серьезной поддержке государства, в России она развивается только усилиями отдельных энтузиастов. Но именно сейчас это развитие становится чем-то большим, чем инициативы нескольких человек.

Текст подготовлен на основе обзора А.Хановой «Добрый магазин»

Полная версия на: www.cloudwatcher.ru/analytics/1/view/39/

 

 

Вместо города

Новое общество требует своего времени и пространства. Кажется, время уже пришло, а вот пространство еще нужно создавать. Поэтому продумывая, как может развиваться Экономика заслуг, мы, в том числе, рассматриваем и то, как создаются новые города.

 

Социологические опросы городского населения показывают, что представление об идеальном городе складывается из таких составляющих, как отсутствие автомобильных пробок и проблем с парковкой, уменьшение выбросов углекислого газа, отсутствие опасных производств, прекращение точечной застройки, наличие просторных улиц и кварталов. Однако облик современных городов далёк от этого образа.

 

В России темпы урбанизации имели исключительные масштабы: в ХХ веке в стране было построено более 600 городов, 2/3 от общего числа. Часто города возникали как придатки крупных предприятий. В этом случае производственные задачи выдвигались на первый план, а внимание к развитию социальной сферы было минимальным.

 

Постепенно это приводило к нарастанию серьезных внутренних противоречий. Одной из современных проблем моногородов является их

политическая несостоятельность. Горожане не становились гражданами, не образовывали городского сообщества, представляя собой лишь форму объединения людей по территориальному признаку.

 

Как только у людей появилась возможность создавать поселения самостоятельно, начался процесс создания новых городов, имеющих собственную идеологию. Одним из таких проектов объявлен строящийся в Омской области Азъ-Град. Он, по замыслу своего создателя – омского предпринимателя Андрея Никитенко, призван стать новой моделью развития регионов: «Это дом для всех, кто стремится не снизить свои потребности (духовные, материальные, интеллектуальные), а повысить их; не сбежать от действительности, а создать новую, лучшую реальность»1.

 

В Азъ-Граде возводятся типовые дома и

собственные родовые поместья. Жители планируют заниматься преимущественно сельским хозяйством: и для собственных нужд, и для извлечения прибыли. При этом принцип единения с природой ставится во главу угла: речь идет о выращивании экопродукции и безотходном производстве.

 

В России первая волна создания экопоселений пришлась на первую половину 90-х гг. ХХ века, когда разрушение устоявшейся социальной, профессиональной жизни, усугубление экологических проблем привели к поиску идеальной среды обитания. Именно в этот период появились поселения «Китеж» (Калужская обл., 1992), «Гришино» (Подпорожский район, 1993), «Невоэковиль» (Сортавальский район, Республика Карелия, 1993), «Тиберкуль» (Курагинский район, Красноярский край, 1994)2.

 

Их жители (чаще всего, бывшие представители городской интеллигенции) не являлись приверженцами какой-либо определенной жизненной философии. Скорее, они были вынуждены искать для себя альтернативный путь, оказавшись в тяжелых жизненных условиях.

 

Экопоселения, созданные в начале 2000-х гг., стали объединять людей с конкретной

идеологией. Большая часть экопоселений была образована вследствие распространения идей общественного движения «Звенящие кедры» (так называемых анастасийцев), выросшего из последователей идейного вдохновителя Владимира Мегре.

 

Обычно землей в экопоселении владеет некоммерческое партнерство, при вступлении в которое каждой семье выделяется участок в пожизненное пользование с правом передачи по наследству. Источниками доходов являются продажа сельхозпродукции (овощей, фруктов, молока, яиц, меда), лекарственных трав, изделий ремесленнического творчества, агротуризм, проведение тематических семинаров.

 

«Жизнь в гармонии с природой и пропаганда вечных ценностей – семьи, любви, творческого поиска3» стала и идейной платформой проекта строительства нового города в Кожевниковском районе Томской области под названием Руян-город.

 

По замыслу организатора проекта, предпринимателя Александра Кравцова (создателя известного бренда «Экспедиция»), Руян-город – это не экопоселение. Он должен стать бизнес-инкубатором, в условиях которого каждый житель сможет реализовать свои творческие возможности и получить прибыль.

В ближайшие 5-6 лет население города, по замыслу своих основателей, составит 2000 человек. В целом же его инфраструктура рассчитана на постоянное или временное проживание 10 000 жителей.

 

Cтатус города сможет получить и еще один строящийся в России новый город – Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области.

 

Здесь на месте одноименного строящегося порта планируется к 2018 г. возвести 1 млн. кв. м жилья на 34,5 тыс. жителей. Будут построены школы, детские сады, торговый и досуговый центры, поликлиники, больница, предприятия бытового обслуживания, современные причалы на берегу реки Луги4. Первыми жителями города уже летом 2012 г. станут сотрудники нефтебазы «Усть-Луга». Сейчас завершается начальный этап строительства.

 

Итак, мы живём в стране, где города одновременно умирают и создаются «с нуля». Вряд ли Россия в скором будущем будет состоять из новых поселений, но очевидно, что города будут продолжать строиться. И вполне возможно, что их жители смогут создать городскую среду нового типа, учитывающую и экологические факторы, и идеологию, что сделает возможным применение принципов Экономики заслуг.

Текст подготовлен на основе обзора А.Хановой «Вместо города»

Полная версия на: www.cloudwatcher.ru/analytics/6/view/52/

2 Жемчужникова Ю. К природе назад или вперед? // http://www.maap.ru/library/book/261

3 Первый город в новейшей истории России появится в Сибири // http://e-xpedition.ru/novosti/ruyan-gorod.html

4 В Усть-Луге строят новый город // http://www.sdelanounas.ru/blogs/12555

 

 

 

Видео по теме

Об Экономике заслуг, благотворительности по-русски, социальном капитале и новых городах - в серии комментариев Руслана Абдикеева, основателя Лаборатории Cloudwatcher.

 

Что за модель экономики называется Экономикой заслуг? Чем она лучше существующей модели, и в каких сферах уже используется?

 

Смотрите видео «Экономика заслуг»

 

Какие виды благотворительности уходят в прошлое, а какая благотворительность, наоборот, оказывается более популярной? Что делает современный бизнес для благотворительности?

 

Смотрите видео «Россия: страна иной благотворительности»

 

Как образуется социальный капитал, и что дают более тесные связи между людьми в обществе? Почему в России мы испытываем недостаток доверия и социального капитала? Как это можно изменить?

 

Смотрите видео «Люди должны быть связаны»

 

Почему часть городов в России закрывается, и при этом появляются новые города? Будут ли возникать экологические поселения, или это останется мифом?

 

Смотрите видео «Новые города России»