1  /  11  
 

Дорогие друзья!

«Деньги и заслуги в современном обществе»
Кирилл Мартынов
Главный редактор сайта «Мнения.ру»
«Локальные экономические системы»
Максим Митусов
Российский исследователь локальных валют
«Дарения - новая практика обмена и взаимодействия между людьми»
Максим Каракулов
Создатель интернет-сообщества «Дару Дар»
Мнение
Руслан Абдикеев
Основатель Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher, автор концепции Экономики заслуг

 

 

В клубе «Экономика заслуг» начался новый сезон. В этом номере мы предлагаем поговорить о новых моделях отношений, которые уже работают в современной экономике и общественной жизни.

 

Тема «другой экономики» далеко не нова. Еще сто лет назад российские исследователи изучали существующие альтернативные модели хозяйственного уклада. Например, для экономики русской деревни главным были заслуги человека в сообществе и обеспечение семьи, а не бесконечный рост производства. Более подробно об этом можно прочитать в обзоре трудов одного из самых интересных российских социологов - Александра Чаянова, который мы приводим в этом выпуске.

 

Действительно, ключевая для нас тема – это тема заслуг. На встрече с философом Кириллом Мартыновым мы говорили о том, что представляет собой это понятие с точки зрения теории, как люди договариваются о признании заслуг, и что делает заслуги основой любой экономической системы. Руслан Абдикеев, основатель Cloudwatcher, дал свое определение заслуги и, на примере разрабатываемой Cloudwatcher модели Банка Заслуг, рассказал, как теория может создавать практику.

Максим Митусов, экономист, работающий в Новосибирске, провёл в этом году большое исследование и выяснил, какие альтернативные экономические системы существуют в России. Они бывают разных видов: где-то используется собственная валюта, а где-то не возникает необходимость вводить аналог денег; некоторые системы действуют в рамках одной деревни, другие работают с помощью интернета. Результаты своего исследования Максим представил в клубе «Экономика заслуг», а мы рады поделиться их краткой версией.

 

О том, как эти альтернативные системы обмена работают на практике, мы узнали на встрече с Максимом Каракуловым, создателем крупнейшего интернет-сообщества «Дару Дар». Экономика дара непохожа на экономические системы, но успешно действует уже сегодня в рамках современной экономики.

 

Итак, дискуссия о том, что может заменить деньги, началась. Мы продолжаем её в наших сообществах в социальных сетях и каждый четверг – в клубе «Экономика заслуг». Присоединяйтесь!

Фейсбук

Вконтакте

 

 

Вне капитализма:  экономическая теория хозяйственных укладов

Экономические категории, введенные экономической наукой для изучения капитализма, недостаточны для объяснения принципов функционирования некапиталистических хозяйственных укладов. Так утверждал социолог и исследователь русской деревни Александр Чаянов. Сегодня мы обращаемся к его работам, чтобы понять, как ещё можно объяснить, что такое экономика.

 

Главная тема трудов Чаянова – изучение крестьянских хозяйств как особого социально-экономического уклада, отличающегося и от капиталистического, и от социалистического типов. В своей концепции семейно-трудового крестьянского хозяйства Александр Чаянов выделил закономерности, отличающие его от капиталистических предприятий. Так, например, Чаянов показал, что главная задача крестьянина – не максимизация прибыли, а удовлетворение потребностей членов семьи.

 

Цель производства в крестьянском хозяйстве, согласно Чаянову, – это потребление, но не накопление. Он доказал, что крестьянство стремится к увеличению валового дохода, а не к получению максимальной прибыли.

 

Чаянов выделяет 6 видов народнохозяйственных систем (или социально-экономических укладов):

 

 

1. капитализм

2. семейные формы хозяйства

3. рабовладельческое хозяйство

4. оброчное крепостное хозяйство

5. феодальное хозяйство

6. коммунизм

 

Теория кооперативного движения

Большой вклад Александр Чаянов внес в изучение явления кооперации. Теория дифференциальных оптимумов и вертикальной кооперации стала одним из главных результатов его научной работы. Чаянов утверждал, что особенностью крестьянского хозяйства является присущее ему разнообразие оптимальных размеров хозяйства, зависящих от типа осуществляемых работ.

 

Согласно Чаянову, повсеместное укрупнение производства, то есть, его горизонтальная

 

 

 

концентрация, свойственная промышленному сектору, должна лечь в основу повышения эффективности производства в аграрном секторе. Горизонтальная концентрация, которую затем СССР реализовал в рамках коллективизации, опираясь на теорию Чаянова, не только не способна была повысить производительность труда в сельском хозяйстве, но и должна была подорвать ее основы, так как шла в разрез с особенностями сельскохозяйственного производства.

 

Вертикальная кооперация в аграрном секторе представляет собой сотрудничество отдельных небольших крестьянских хозяйств. Так, Чаянов полагал, что к кооперативам могут относиться переработка, сбыт сельскохозяйственной продукции, покупка и обслуживание техники, племенная и селекционная работы и т.д.

 

На протяжении 20-х годов в советской деревне развивались и распространялись многочисленные кооперативные хозяйства. Организованные на дореволюционной основе тысячи кооперативов по снабжению, торговле, кредитованию и производству объединили к 1928 году более половины сельского населения.

 

 

 

Чаянов был убежден, что из оружия борьбы за существование в рамках капиталистического строя кооператив может превратиться в одну из основ хозяйственного уклада нового социалистического общества. Сила кооперации заключается не только в объединении усилий крестьян. Её внедрение позволяет крестьянам избавиться от капиталистов-посредников и получать больший доход от производства. Это напоминает инициативы современных социальных предпринимателей, которые стремятся к сокращению посредников.

 

Как управлять кооперацией?

Все административные аппараты кооперативов на различных уровнях должны управляться по основному кооперативному принципу: непосредственная ответственность управляющих каждой организации перед обслуживаемыми ею членами. Для проведения этой непосредственной ответственности должны быть созданы особые органы в виде общих собраний, собраний уполномоченных, советов и ревизионных комиссий, в своей совокупности устанавливающие задачи и методы работы.

 

В своих трудах Александр Чаянов смог показать

двойную ценность кооперации: ее антикапиталистическое (кооперация освобождает крестьян от посредников) и антибюрократическое (кооперация развивает трудовое самоуправление) содержание.

 

В России несколько раз пытались создавать кооперации в сельском хозяйстве и в городской деловой жизни. Но эти попытки оказывались невыгодными в политическом плане: слишком много ответственности уходило «на места». Сегодня у нас есть ещё одна возможность присмотреться к опыту прошлого, и понять, как его можно применить для создания системы, в рамках которой каждый получал бы то, что заслужил в общем деле.

Кирилл Мартынов
Главный редактор сайта «Мнения.ру»

 

 

 

 

 

Деньги и заслуги в современном обществе

- У идеи заслуг есть очевидная гражданская солидарность, накопившаяся среди многих из нас, особенно среди «дауншифтеров». Она проявляется в усталости от капитализма и желании быть таким легким хипстером, порхающим над «старбаксами» и не прикасающимися к бренной земле, устланной деньгами...

- Бывает, я очень люблю заниматься всякой работой, которая не оплачивается, причем занимаюсь ей с гораздо большим энтузиазмом и ответственностью, чем той, за которую я могу получить деньги как наемный работник.

- Важно не то, сколько вам заплатят за работу, гораздо важнее, какие социальные, культурные, коммуникативные эффекты она произведет.

 

Что такое заслуги?

Есть несколько способов их определения.

 

1) Они возникают, когда всё сообщество договаривается между собой и признает определенную вещь заслугой. Получается, что заслуги – это такой культурный артефакт, который возникает вместе с развитием отдельных обществ. И в разных обществах возникают разные заслуги.

 

Человек, который себя правильно ведет, в соответствии с представлениями

данного сообщества, становится заслуженным. Здесь, по сути, процесс возникновения заслуг неотделим от процесса организации сообщества. Но есть некоторая опасность в лице сообщества всяких сектантов. В их смысле заслуга - это такая пустая ёмкость, в которую можно вложить любую дрянь.

 

2) Если мы считаем, что заслуги уже существуют в природе, они истинны и реальны, тогда заслуги получаются связанными с некой верой. То есть, мы верим, что существует определенная система ценностей и иерархия этих ценностей для того, чтобы понимать, что тот или иной человек совершил в этой

системе. В таком случае мы ступаем на поле религиозное, то есть заслуги определяет религия.

 

Самым парадоксальным примером определения заслуг через веру стал кальвинизм. В рамках кальвинистской веры сложился знак равенства между богатством и заслугами: умножать успех означает умножать количество заслуг перед обществом.

 

3) Я сформулировал бы такое определение заслуг: заслуга перед обществом – это то, что позволяет создавать заслуги другим. То есть, если вы создали для других людей условия, которые позволяют им создавать заслуги дальше (точнее приобретать статус заслуженного человека), вы уже совершили заслугу.

 

Заслуги и капитализм

Современный французский философ Горц в своей работе «Нематериальное» объяснил разницу между капитализмом в понимании Маркса в XIX веке, и нынешним капитализмом, в котором мы живем. Во времена Маркса рабочего принуждали идти на фабрику, если не грубой физической силой, то страхом голодной смерти. Но тот капитализм не «лез в душу» рабочему и не пытался понять, чем он занимается за воротами фабрики.

 

В современной ситуации каждый из нас становится такой фабрикой. Мы сначала инвестируем средства в образование, затем накапливаем определенные ресурсы, получаем технологии и дальше начинаем заниматься самоэксплуатацией.

Что имею в виду под самоэксплуатацией? Мало кому из нас сегодня грозит смерть от голода и холода, или даже нехватка информации и общения. Но нам этого кажется мало. Мы считаем, что у нас должен быть автомобиль, i Pad, хороший отпуск в хороших местах... И ради этого мы большую часть своей жизни готовы заниматься вещами, которые нам либо не нравятся, либо ничего, на самом деле, не дают. И так капитализм остается с нами в этой системе всегда.

 

Современный капитализм требует от нас выложить на сцену не только свое время, не только свой интеллект, выложить на сцену свою душу. Кто из нас хочет на деньги обменять свою индивидуальность? Вот это такой вопрос прямо фаустовский... И тут как раз к нам приходят заслуги.

 

Патриархальный мир с его заслугами был разрушен приходом нынешней экономики. Что будет дальше, пока не понятно... Как мы будем двигаться вперед, что будет являться мотором этого движения в случае, когда будем смещаться в какой-то третий сектор, - всё это остается под вопросом.

 

Заслуги в современной экономике

Как неоплачиваемый общественный труд и волонтерская деятельность связываются с той экономикой, в которой мы все зарабатываем себе на жизнь? Как заслуги конвертируются в наш доход, в нашу жизнь в рамках нынешней экономики?

 

В современном мире большинство людей являются

наемными работниками, почти все люди вынуждены зарабатывать себе деньги на жизнь. Мы хотим заработать их быстро и эффективно, и при этом не перетрудиться.

 

Как будто ты утром проснулся, и тебе уже за это должны заплатить деньги. Ты пошел на встречу с человеком, выпил с ним кофе, было бы неплохо, если бы тебе оплатили эту встречу.

 

Эта логика неправильна. Это равноценно попытке, скажем, чисто механическим способом запустить атомный реактор. Не получится, потому что не хватит энергии.

Если вы наемный работник, то можете долго работать бесплатно, не имея другого источника дохода, а потом ваша бесплатная работа приведет вас к таким предложениям, которых вы никогда бы не получили, имея построчную оплату.

 

Идея сводится к тому, что некоторые очень хорошие предложения другие люди делают нам по нашим заслугам. Отсюда, можно предположить, что где-то по краям или, наоборот, в ядре нашей повседневной либеральной экономики функционирует уже Экономика заслуг...

Руслан Абдикеев
Основатель Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher,
автор концепции
Экономики заслуг
мнение

На мой взгляд, не существует единого алгоритма, единой структуры, в которую можно было бы встроить всех людей (типа коммунизма, капитализма и т.п.). В зависимости от мировоззрений сообществ, возникают разные ценности. Исходя из этих ценностей и происходит определение, кто чего заслуживает. Заслуга - это то, как данное общество, в данный конкретный исторический период, определяет, что для него является ценным. Это унифицированная штука, которая может быть применима к любому сообществу. В рамках Экономики заслуг мы придумали систему, в которой заслуги могут существовать без какого-либо центрального распределяющего органа. Наша система – Банк заслуг – скорее похожа на Facebook, который честно хранит информацию, но он не влияет на её количество.

 

В Банк заслуг можно вложить три типа ресурсов: рабочее время, деньги или товары. Все ресурсы оцениваются в лептах – социальной валюте проекта. Таким образом определяется размер вклада каждого участника. Заслуги появляются только тогда, когда другие участники сообщества в размере своего вклада оценили тебя, по сути, сказали: «мы благодарны тебе за твою социальную деятельность в таком-то размере». Идеология проекта такова, что заслуги определяют сами люди. А Экономика заслуг, Банк заслуг, лепты или деньги – все это формы социального договора, которые помогают нам договориться.

 

Полезная литература: "Life Without Money" (2011) Anitra Nelson and Frans Timmerman

Смотреть видео

Читать полный текст

Максим Митусов
Российский исследователь локальных валют

 

 

 

Локальные экономические системы

- Во всем мире на данный момент существует порядка четырех тысяч локальных экономических систем.

- Деньги – это носитель информации. В любом сообществе можно запустить любые деньги, которые будут отображать просто информацию о передаче - насколько та или иная вещь полезна.

- Любое сообщество может создать свою собственную экономику. Главное для этого - люди, которые друг другу доверяют, могут что-то производить, живут и коммуницируют.

- Ни в России, ни в других странах не существует единой теории классификации локальных экономических систем. Эти системы каждый раз создаются «на коленке», их рисуют, кто во что горазд, в лучшем случае, подсматривают у соседа.

 

Зачем нужны локальные деньги?

Мой опыт показывает, что люди, с одной стороны, хотят денег и материальных благ: квартир, машин и т.п. С другой стороны, их действия, с точки зрения экономики, иррациональны. Люди декларируют что-то, достигают этого, но при этом они совершенно несчастны. Бегут за следующим, достигают - и опять несчастны. Это несоответствие подтолкнуло меня к желанию разобраться, а чего же на самом деле хотят люди? Чем они измеряют свое счастье, свое благополучие?

Я оттолкнулся от мысли, что деньги ничего не решают. Изучал, как люди, отказываясь от денег или создавая свои собственные деньги, становились счастливыми, создавали мир вокруг себя.

 

Функции локальных денег:

1) Уберечь локальную экономику сообщества от инфляций и прочих неприятных вещей.

2) Стимулировать местное производство и совместное потребление: мы производим товар, который сами же потребляем. То есть, я не покупаю товар в каком-то глобальном магазине,

 

 

который везет его из Китая, я покупаю у своего соседа, даю ему работу. А он дает работу мне и так далее.

3) Привлечь внимание к своему локальному сообществу. В городах Европы локальную валюту делают очень красивой. Туристам интересно эти купюры купить, чтобы посмотреть и увезти с собой в качестве сувенира. В сообществе себестоимость этой купюры - 10 центов, а туристам её продают за 10 долларов.

 

Как работает экономика малого сообщества?

В малых городах практически 100% услуг удовлетворяются теми людьми, которые там живут. Экономика локальных сообществ заключается в том, что есть разные компетенции, есть разные полезные навыки, и люди друг другу эти навыки предлагают. Это могут быть услуги, товары - все они крутятся в ограниченном пространстве города, района, отдельной небольшой страны.

 

Необходимо лишь договориться с сотней или тысячей человек, которая там живет. Как договоримся - наше дело: введем фантики, золотую монету, или просто решим жить без денег. Это все локальная экономика малого сообщества.

 

По сути, золото не обладает никакой потребительской ценностью. Просто все считают, что оно ценное и принимают его в качестве оплаты. Та же ситуация и с бумажными деньгами. Это просто

сигнальная система передачи информации. Заменив эти деньги чем-то другим, экономику мы получим ровно ту же самую.

 

LETS-система

LETS-система (Local Exchange Trade System) позволяет любому участнику присвоить некую стоимость своему труду или товару внутри данной обменной системы. Деньги имитируются под каждую конкретную сделку. Я оказал вам услугу или поставил товар - мне на счет зачислилось «плюс 100 обменных единиц». А у вас по балансу стало «минус 100 обменных единиц». Важно, чтобы у всех в итоге был ноль. Не должно быть нахлебников, которые только потребляют. Все потребляют и отдают что-то взамен. Тогда экономика крутится.

 

Наглядный пример, LETS-система в России существует в Иркутске – это система 100druzei.info.

 

Примеры

Пример локальной валюты создал в 1933 году небольшой город Вёргль в послевоенной Австрии. Безработица там достигала 25–30%, существовал огромный внешний долг перед федеральным правительством.

 

Мэр города взял последние 20 тысяч шиллингов, пришел в банк, положил их на депозит, и под эти 20 тысяч шиллингов выпустил 20 тысяч Freigeld - – свободных денег Вёргля - бумажек, на которых было

написано, что они имеют хождение только здесь. Таким образом они запустили внутреннюю экономику, победили безработицу, построили кучу полезных для города вещей.

 

Препятствие для локальных экономик

Как только размер сообщества увеличивается, уровень доверия в нем, наоборот, уменьшается.

Поэтому требуется уже материальное обеспечение недвижимостью, товарами и так далее. В этом случае возникает необходимость, чтобы локальная валюта была обеспечена какой-то другой валютой, которая является всеобщим эквивалентом. Необходимо создавать третий институт, который гарантирует сторонам исполнение и честность совершения сделки.

Руслан Абдикеев
Основатель Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher,
автор концепции
Экономики заслуг
мнение

Мы живем в эпоху, когда информационные потоки сумбурны и хаотичны, когда отсутствуют ориентиры и никто друг другу не доверяет. В центр нашей системы ценностей положены деньги. Но деньги не могут быть философией, они – всего лишь инструмент. На самом деле, всё делают люди, а деньги – это просто способ согласовать их действия, способ договориться.

Огромная часть нашей жизни оценивается деньгами. Но существует и другая, возможно еще большая часть, которая деньгами никак не оценивается. При этом и то, и другое можно измерить в заслугах.

 

Цифровое, экономическое, ресурсное значение тех или иных вкладов – не единственное. При равных цифровых обозначениях, при равных затратах, в результате использования одинаковых ресурсов могут возникнуть разные последствия, которые зависят от того, насколько сообщество этот вклад оценит. Таким образом, заслуга – это оценка твоих действий со стороны сообщества. При этом в заслугах можно измерить и материальные ресурсы, а вот измерить заслуги в деньгах – нельзя.

Говоря об Экономике заслуг, мы обуславливаем те возможности и ресурсы, которые ты получаешь для себя, той пользой, которую ты приносишь обществу. Механизмом учета социальной активности является Банк заслуг. Это система, учитывающая социальные инвестиции, осуществляемые в форме волонтёрских часов, денег или товаров. Она позволяет объединить ресурсы на реализацию социальных проектов, учесть вклад каждого участника, а впоследствии оценить произведенный этими проектами социальный эффект. В результате этой оценки и возникают заслуги.

 

Смотреть видео

Читать полный текст

Максим Каракулов
Создатель интернет-сообщества «Дару Дар»

Дарения - новая практика обмена и взаимодействия между людьми

- «Дару-дар» – это сервис, с помощью которого незнакомые друг с другом люди могут дарить друг другу вещи и услуги, не требуя чего-либо взамен.

- Миссия проекта – воспитать новую коллективную практику: не копить и не выбрасывать вещи, а делиться ими при первой возможности.

- География проекта «Дару-дар» – сотни городов СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Молдова.

- Мы стремимся создать в рамках проекта такое гражданское сообщество, которое решало бы все свои проблемы совместно и самостоятельно. Наша задача как разработчиков - создать адекватный инструмент для этого.

 

Как идея воплотилась в жизнь?

Проект начал свою историю в конце 2008 года, когда мы с друзьями открыли в сети веб-сайт darudar.org.

 

Мы работали в разных интернет-проектах, посвященных организации он-лайн сообществ: там люди обмениваются информацией по определенной тематике (на ХабрХабр люди делятся информацией по IT-технологиям, на Dirty.ru делятся интересными

ссылками, найденными в интернете).

 

Опираясь на прежний опыт, мы знали, что в интернете возможны системы, которые позволяют людям объединяться в сообщества и благодаря этому эффективно взаимодействовать, коллективно достигать полезных результатов в рамках какой-то определенной темы.

 

Когда в 2003 году по всему миру бушевали

флешмобы, я впервые увидел, как с помощью Интернета совершенно незнакомые люди могут спонтанно договариваться и устраивать сумасшедшие акции. В этих акциях поражало то, что все участники были незнакомы друг с другом. Я понял, что интернет позволяет нам моделировать некоторые общие сценарии поведения, которые мы можем вместе реализовывать.

 

У нас с друзьями родилась идея создать сервис, с помощью которого люди могли бы договариваться и дарить друг другу вещи, которыми они перестали пользоваться. В тот момент никакой большой идеи не было. Это было именно ощущение Интернета и ощущение его потенциальных возможностей взаимодействия между людьми.

 

Так мы создали новое пространство доверия и взаимопомощи, где за три года существования проекта зарегистрировалось более 130 тысяч человек, и ежедневно дарится более 2 тысяч вещей и услуг. Недавно мы праздновали грандиозное событие - «Миллионный дар».

 

Как люди взаимодействуют в рамках «Дару-дар»?

Механика следующая. Для того чтобы участвовать, ты можешь выложить что-то в дар, сфотографировав эту вещь или найдя иллюстрацию своей услуги, сделав описание и указав свой город. После этого дар попадает в общий пул вещей. Другие люди ищут то, что им нужно, находят им нужный дар и желают его.

Даритель среди желающих выбирает того, кому он хочет свой дар подарить. Обычно выбор происходит на основании комментариев тех, кто желает получить подарок. После того, как одариваемый выбран, даритель с ним встречается и передает вещи. Завершающий шаг – одариваемый пишет благодарность за полученный дар.

 

Дар можно получить и на общей встрече проекта. Такие встречи проходят почти в каждом крупном городе.

 

В Москве, например, каждую пятницу на Трубной площади в 7 часов вечера собирается 200-300 человек – сообщники «Дару-дара» из Москвы и отдают вещи, которые они пообещали друг другу в течение недели. Таким образом, экономится время множества людей.

 

4 основных принципа «Дару Дар»: прозрачность, самоорганизация, конкретное дело и сопричастность.

 

Я описываю Дару-дар как три «э» – улучшение экономики, экологии и этики.
«Экономика» – мы тратим меньше ресурсов, и эти ресурсы идут на другие цели, другие проекты.
«Экология» – много вещей используют повторно.
«Этика» – это принцип дарения: быть добрым, быть открытым, благодарить.

 

Что дарят люди?

Больше всего дарят одежду и аксессуары, на втором месте – детские вещи. В какой-то момент появилось

активное сообщество коллекционеров: они обмениваются монетами, марками и многим другим - оказалось, мир коллекционирования безграничен, что только ни собирают люди. Это все простые вещи.

 

Иногда дарятся вещи сложные, например, мобильные телефоны или ноутбуки. Был случай, когда подарили коллекционный советский автомобиль, называемый в народе «инвалидкой», но в очень хорошем состоянии. Автомобиль всю свою жизнь простоял у дедушки в гараже, и дарительница решила машину отдать тому, кто сможет найти ей достойное применение. Нашелся коллекционер автомобилей, который запечатлел весь процесс передачи ему этого автомобиля в своей благодарности к дару.

 

В дар предлагают разные услуги: фотосессии, массажи, экскурсии по городу, предоставление ночлега и пр.

 

Как мы меняем мир и систему отношений между людьми?

Мы с самого начала верили, что с помощью интернет-сервиса мы можем менять мир. Каждый из людей совершает какие-то поступки. Каждый день мы что-то делаем, повторяя одни и те же сценарии. Можно представить, что, если человек сможет в каждодневный распорядок своей жизни привнести какой-то новый поступок, и людей с таким регулярно повторяемым поступком станет много, то мы сразу же создадим другую вселенную.

 

Приведу простой пример: в Москве небольшое

изменение вселенной произошло, когда прямо на моих глазах автомобилисты научились благодарить друг друга аварийными сигналами. Еще пять лет назад этого не было, а буквально за два года это переросло в распространенную коллективную практику.

 

Мы думаем, что социальный интернет тоже может помогать нам изменять мир, в котором мы живем. Социальный интернет – это онлайн-сервис плюс сообщество, которое возникает вокруг этого сервиса. Участники сообщества, получая опыт в новом сообществе, транслируют его уже за пределами самого сервиса. Передают его другим людям, не участвующим в проекте. Так возникает социальная среда.

 

Почему в «Дару-дар» не работают деньги?

Если у тебя нет вещей, ты можешь предложить свое время или услугу. Деньги создают иерархию. Мы хотим сделать не иерархическое сообщество, а скорее коммунистическое... Дарение, в отличие от продажи, – это асимметричный процесс. Продажа - обмен, он предполагает эквивалент: я не могу передать больше, чем получить.

 

В дарении наоборот - здесь нет принципа эквивалентности: я могу подарить очень много, а получить очень мало, и мне будет от этого хорошо. По разным причинам может быть хорошо: потому что я получил признание или я освободил свою квартиру от ненужных вещей, совершил хороший поступок.

 

Смотреть видео

Читать полный текст