Современная жизнь устроена так, что деньги платят за то, что приносит деньги. Хотя есть масса вещей, которые денег не приносят, но являются самыми важными и нужными в жизни: свежий воздух, первозданные леса, чистые реки, свобода, дети, дружеские связи... Все это необходимо нам вне зависимости от того, приносит это деньги или нет. Деньги зарабатываются для того, чтобы обладать этими благами. Однако все перевернулось: деньги из средства превратились в самоцель. В итоге все, что  не укладывается в логику «товар-деньги-товар» хронически недофинансируется, не делается, исчезает.

Сейчас в мире преобладают две экономических модели: рыночная и коммунистическая. Ни одна из них не оптимальна для людей.

При коммунистической системе люди работают на общество, оно дает, что может. Если эта схема становится доминирующей, заканчивается все пустыми прилавками и полной безынициативностью.

В рыночной экономике каждый работает сам на себя (это отмечал еще Адам Смит). Перекос в сторону индивидуализма и личной выгоды приводит к тому, что на единственном экологически чистом озере строятся целлюлозно-бумажные комбинаты. Хотя другой нобелевский лауреат по экономике, Джон Нэш, давно доказал, что сугубо индивидуалистическая модель менее выгодна и самому человеку, и обществу. Гораздо эффективнее, когда человек учитывает два фактора: себя и социум.

Причины  этого дуализма коренятся в глубинах человеческой натуры, у которой есть две сущности: коллективная и индивидуалистическая. Все мы живем в этом разрыве: когда идет резкое подавление одного или второго, возникают внутренние дискомфорт и напряжение. Необходимо гармоничное сочетание двух начал.

Экономика заслуг позволяет реализовать это на практике. Цель этой инициативы – создание системы обращения ресурсов, при которой чем больше человек делает для пользы общества, тем большие возможности перед ним открываются и тем больше ресурсов, денег, заказов, субсидий он должен получать.

Может восприниматься, как красивая социальная утопия. Тем не менее эта модель строится на сугубо прагматической основе.  Понять которую можно на уровне бытовой логики. Как мы поступаем в обычной жизни, когда у нас есть 100 рублей? Кому мы их отдадим? Тому, кто сделал для нас много доброго, или человеку равнодушному, который никак в нас не вложился? Ответ очевиден.

Эти аргументы работают и в большой экономике: есть люди, которые заботятся об общественной пользе, при прочих равных именно они должны получать приоритетный доступ к ресурсам: материальным и денежным активам, заказам, возможностям заработка... Поскольку все, что им дается, обществу же и вернется.

У различных рыночных игроков есть все резоны следовать логике экономики заслуг. Работодателю (будь то государство или корпорация), которому в любом случае нужно заключить контракт, целесообразно предпочесть социально ответственных людей, поскольку все сделанное в конечном итоге пойдет на благо общества.

Обычным людям, совершающим покупки в магазинах, есть смысл среди разнообразного ассортимента выбрать товары, отмеченные значком социального предпринимателя, поскольку самим своим выбором и покупкой они поддержат тех, кто работает на общую пользу, в том числе на них самих. 

По сути, речь идет об инвестиционном подходе. Где социальные заслуги позволяют ответить на вопрос: в кого инвестируем? В тех, кто работает на общество или в тех, кто работает на себя? Ответ не вызывает сомнения.

Экономика заслуг без конфликтов, революций и социальных потрясений позволяет выровнять социальную несправедливость в обществе, уменьшить диспропорцию, связанную с разницей в доходах людей. Каждый вкладывается в общественное благо, чем может: богатые деньгами, бедные своим временем и участием. Общество способно примириться с миллионными состояниями, если у человека достаточно заслуг перед обществом. Одни вкладывают рубли или доллары, другие трудочасы, заслуги возникают на равных. 

Особенность России – тотальное недоверие и разрыв всех связей между людьми. Мы не доверяем никому: государству, партиям, лидерам бизнеса, друг другу...  Экономика заслуг создает основания для кооперации, несмотря на недоверие. Она стремится объективировать вклад каждого пропорционально его заслугам перед обществом. Действия человека оцениваются, эта оценка доступна, она позволяет принять адекватное решение, предоставлять человеку дополнительные возможности или нет.  

Важный вопрос, кто и как оценивает? Во-первых, только те, у кого есть заслуги, кто сам вложился в общее благо. Во-вторых, люди голосуют не по принципу один человек – один голос, а пропорционально тому, сколько у каждого заслуг. Чем больше ты принес обществу, тем весомей твой голос. Платформой для голосования может служить интернет-ресурс. Плюс учитывается мнение экспертов. Такие правила выявления заслуг придают легитимность оценке. 

Социальная полезность, заслуги могут являться основанием для предоставления выгодной работы, контракта от государства или корпораций… Например, есть программа развития малого бизнеса. Как выбрать достойных для господдержки? Тех, с кого следует начать? В соответствии с их заслугами. При этом заказчик, отдавая предпочтение тому или иному лицу или организации, может выбрать те направления деятельности (или те сферы), которые считает приоритетными для общества: волонтерство, образовательные, социальные или культурные проекты, экология… Сам факт размещения его заказа данному человеку/организации будет способствовать поддержке добрых дел в данной области.

Фактически речь идет о правильном, социально ориентированном перераспределение ресурсов. Идея в том, чтобы заказы, а вместе с ними ресурсы и деньги в большем количестве доставались тем, кто полезнее для общества.

В ближайшее время предполагается реализовать ряд пилотных проектов, которые должны показать работоспособность и выгоду такого рода взаимоотношений в обществе. Например, в рамках проекта развития социального предпринимательства составляется список работ, которые корпорации часто отдают на аутсорсинг: уборка, переводы, программирование, юридические услуги… А также список компаний, занимающих социально ответственную позицию. Например таких, где работают переводчики или программисты инвалиды. Оба списка передаются корпорациям. Поскольку тем в любом случае необходимо нанять аутсорсеров, предлагается отдать предпочтение фирмам/людям, заботящимся об общественном благе.

Когда принципы перераспределения ресурсов станут нормой, можно будет перейти к следующему – более сложному этапу: введению социальной валюты (мы ей дали название «лепта»), которая будет начисляться на карточки и обращаться наряду с другими валютами. Лепта будет маркировать круг социально ответственных людей и служить основанием для получения льгот или инвестиций. Как это будет происходить, сейчас активно дискутируется и проектируется. Например, магазины, банки, предприятия обслуживания, которые и так тратят деньги на благотворительность, могут вместо разовых акций предоставлять скидки в зависимости от лепт. Или чтобы получить госфинансирование на свой проект, человек должен иметь на личном счете энное количество лепт.

От отельных проектов постепенно можно будет перейти к более широкой практике, что будет способствовать формированию коммьюнити, руководствующемуся этикой и логикой экономики заслуг. Внутри этого сообщества будет циркулировать внутренняя социальная валюта – лепта.

Репутация, лепты делают отношения людей прозрачными. Приучают их к рефлексии. И главное, смещают акценты с негативного на позитивное. Сейчас очень много времени и ресурсов тратится на борьбу со злом – в большинстве случаев безнадежно, впустую. Для экономики заслуг важно только то, что имеет для людей положительную окрашенность. Она работает исключительно в пространстве добра и позитива. Это как в постоплате: ты не можешь оштрафовать за плохой фильм или музыку, ты можешь заплатить, премировать понравившееся. Если люди массово сконцентрируются на добром, это само по себе созидательно. К тому же, если перестать платить подонкам, они начнут проигрывать экономически.

Социальными предпринимателями никто не рождается, нет такой породы людей. Нужно создать условия, правила, при которых социальное предпринимательство станет выгодным, превратится из обузы в плюс, в то, что приносить пользу самому человеку и обществу. Этим, по сути, и занимается экономика заслуг.

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»